Колыбель ул. Войкова, 13 Иваново, +7 (4932) 334-277
Деятельность Отцовство Отцовство – это призвание

Отцовство – это призвание

Телефон горячей линии: (4932) 33 42 77
12.png

                                                                            Без хороших отцов нет хорошего 
                                                                            воспитания, несмотря на все школы.
                                                                            Николай Карамзин

Отцовство – самое ответственное призвание! Отец несет ответственность не только за воспитание детей и обеспечение семьи, но и за поддержание внутреннего климата, равновесия в семье. Отец представляет собой определенный пример поведения для детей, источник уверенности и авторитета.

Роль отца, как воспитателя, тесным образом связана с устройством общества и  изменялась в различные исторические эпохи вместе с общественными нормами и устоями.1 Весь образ жизни античного и средневекового общества был патриархальным. Отец и мужчина в те времена – почти аналогичные статусы. Не просто мужчина, но именно отец семейства признавался главой семьи. Отцовство было частью социального статуса и частью личностной структуры. Но главное – отцовство было определено в семейной иерархии безусловно и пожизненно. Традиционно структуру рода, а также общества и государства видели в мужской иерархии поколений. Это и есть патриархальность, то есть отцовство – рода, семьи, общества.2

В христианской традиции и культуре роль отца в семье особая. Отец (а слово это не случайно одного корня с отечеством и отчизной) – непререкаемый авторитет. Он является главой семьи. Отец несёт ответственность за семейное благополучие, осуществляет помощь и защиту. Он все свои действия старается согласовывать с волей Божией, понимая, что кому много дано, с того и много спросится. В этой системе ценностей мальчики в дореволюционной России воспитывались с раннего детства. Взрослые мужчины создавали семьи с осознанием того, что они дадут ответ перед Богом за выполнение обязанностей в отношении своих домочадцев.3

Хотя в патриархальной крестьянской семье отец не ухаживал за детьми, они, особенно мальчики, проводили много времени, работая под его руководством. Труд отцов был всегда на виду, что являлось базой для повышения их авторитета. После промышленной революции вся система трудовых отношений изменилась, и отцы в большинстве случаев стали работать вдали от своих детей. Это обстоятельство привело и к изменениям в роли, принадлежащей отцу в поддержании дисциплины.4 Папа превращался в «тяжелую артиллерию», в силу поддержания порядка. При этом регулярно получается так, что наказание достигает ребенка, когда он уже успел забыть о своем поступке. Следствием этого становится стабильное недоверие и открытый конфликт «отцов и детей».5

После Второй мировой войны отмечалась особая строгость в воспитании, когда отцы, возвращаясь домой с фронта, заставляли давно не видевших их детей беспрекословно подчиняться дисциплине. В ребенке формировались авторитарные черты характера и пренебрежение к ближнему, излишняя строгость и завышение требований. Авторитарный отец формировал авторитарного сына. Но, иногда случалась и другая ситуация, когда сын вырастал полной противоположностью отцу, был мягкий, конформный, в данном случае мы можем говорить о ломке характера ребенка, под тяжестью отцовского влияния.6

В советской России внимание мужчин с детства главным образом концентрировали на профессиональные успехи, не было ориентации на осознанное отцовство, на отцовство как ценность (за исключением отдельных случаев в конкретных семьях).

В современных российских семьях отцы зачастую занимают периферическое, дистанционное положение по отношению к матери и к детям, отмечает врач-психиатр, семейный психотерапевт И.Н. Ровенский. Это создаёт условия для обесценивания его роли в глазах супруги и собственных детей. Психологи выделяют несколько причин разрушение ценности отцовства в современном обществе:3

1.   увеличение количества неполных семей, когда мальчик не имеет возможности "списывать" свой поведение со значимого взрослого одного с ним пола. Характер мальчика формируется под влиянием матери и бабушки, чьи модели поведения и способы реагирования он непроизвольно усваивает. Эта проблема очень актуальна в современном российском обществе. Около трети, то есть 5 млн из 17 млн российских семей, приходится на матерей-одиночек с детьми, - такие данные статистики по состоянию на 2017 год сообщила уполномоченный при президенте России по правам ребенка Анна Кузнецова.7

2.   преобладание женщин во всей системе воспитания и образования. Пагубные последствия, к которым приводит изоляция ребенка от отца, в большинстве случаев необратимы в силу тотальной феминизации воспитательных практик. За пределами семьи детей воспитывают исключительно женщины, поэтому лишение ребенка всего того, что может дать ему его родной отец, нечем компенсировать.По словам врача-психотерапевта А. Швецова одной из причин массовой мужской инфантильности, о которой так много говорят в настоящее время, в том, что мальчики с раннего детства и до 18 лет постоянно подчиняются женщинам - маме, воспитательнице, учительнице, докторам, и т.д.9

3.   наличие большого количества психологически рассогласованных, дисфункциональных семей, в которых отец физически присутствует, но свои прямые обязанности в отношении домочадцев полноценно не выполняет, что также усваивается, а затем воспроизводится во взрослом возрасте в собственной семье. Причём, психологи установили жёсткую закономерность – ребёнок, выросший в уважении к своему отцу и матери, более жизнеспособен и оптимистичен. Он живёт в большей гармонии с самим собой и с окружающими. Если же уважения к родителям было потеряно, то это сказывается самым разрушительным образом и на его самоощущении и в будущем на особенностях его собственной семьи.3

Ученый И.С. Кон отмечал, что пассивные, отстраненные отцы оказывают незначительное влияние на формирование собственно мужских черт у своих сыновей; при этом недостаточный опыт общения с отцом и отсутствие приемлемой модели идентификации ослабляют формирование отцовских чувств у мальчика и юноши, что часто в будущем неблагоприятно сказывается на воспитании своих собственных детей.4 У детей, растущих без отца, часто понижен уровень притязаний; у них, особенно у мальчиков, выше уровень тревожности, чаще встречаются невротические симптомы; мальчики в неполных семьях с трудом общаются как со сверстниками, так и со старшими, отсутствие мужчины в семье отрицательно сказывается и на успеваемости, и на самоуважении детей, они хуже усваивают мужские роли и соответствующий стиль поведения.4

Многие проблемы мужчин, бегущих от отцовства, связаны, прежде всего, с ролевым конфликтом. Выделяется два типа таких мужчин: для первых роль отца несовместима с профессиональным ростом, свободой и ролью «свободного» мужчины, для вторых – сложности взаимоотношений с собственными родителями и связанная с этим безответственность являются препятствием для выполнения отцовской роли. Однако такие ролевые конфликты должны активизировать работу самосознания, побуждая личность иерархизировать различные аспекты своей жизнедеятельности, что происходит не всегда, но чаще всего, когда человек достигает зрелости.10

В сфере эмоционального развития выявлена связь между отсутствием или слабостью отцовского начала и гипермаскулинным или агрессивным поведением мальчиков. Чрезмерная враждебность по отношению к окружающим возникает у них как бунт против излишней зависимости от матери, ее феминизирующего влияния на протяжении первых лет жизни.11

В воспитании девочек отец способствует формированию позитивной самооценки, выражая одобрение действиям, способностям, внешности дочери. В период юности для девочки важно получить признание своей значимости как будущей женщины в основном от отца. У девочек, воспитывающихся без отцов, при отсутствии реальной модели отношений между мужчиной и женщиной, может сформироваться нереалистичное отношение к лицам мужского пола.12

Отечественные исследования Е.П. Ильина подтверждают, что дети, которые близки с отцом, обладают значительно более высокой самооценкой и стабильностью «образа Я», в сравнении с теми, кто описывает свои отношения с отцом как отчужденные. Дети, отцы которых принимают активное участие в их воспитании, вырастают более отзывчивыми в социальном плане. Исследования привязанности родителей и младенцев показали, что отцы, проводившие с детьми много времени и позитивно настроенные по отношению к ним, имели младенцев, более прочно привязанных к родителям. Помимо этого, взаимодействие отцов с детьми способно улучшить физическое самочувствие малышей, их восприятие, отношение с окружающими уже с очень раннего возраста.13

Отец играет важнейшую роль в усвоении детьми моральных норм. Родители через слова и поведение, так или иначе, выражают свое отношение к определенным событиям или поступкам людей, предоставляя, таким образом, модели поведения и их моральную оценку. Кроме того, родители, особенно отец, дисциплинируют детей, ставя определенные рамки поведения, одобряя одни поступки и наказывая за другие. Это важно, так как ребенок взаимодействует с окружающей средой сначала только через родителей, которые являются проводниками общественных ценностей.14

Однако не только отец оказывает важное влияние на детей, но и появление ребенка влияет на личность мужчины, на его мотивацию и жизненные установки. Исследования показали, что отцовство влияет на удовлетворенность жизнью, а также на мировоззрение мужчины. Вовлеченные в воспитание своих детей мужчины показывали менее ригидное понимание мужской роли и стереотипа мужественности, они рассматривали отцовство, как важнейший фактор своей мужской роли, таким образом, идентифицируя себя с собственным отцом.

Кроме того, было выявлено, что мужчины, принимающие значительное участие в воспитании своих детей, обнаруживали большую удовлетворенность жизнью и самим собой по сравнению с контрольной группой. Они имели более высокую самооценку и были более уверены в себе. Была обнаружена взаимосвязь между самоуважением и принятием отцовской заботы о детях на себя. Меняется представление о ценности человеческой жизни, очень важным становится благополучие ребенка, его нормальное развитие. Именно такие мужчины проводят с ребенком много времени, не считая его потерянным бесцельно. Ученые связывают даже продуктивность на работе с удовлетворенностью семейной жизнью.14

Важнейший фактор отношения мужчины к ребенку – отношения с собственным отцом, перенятие стереотипа его поведения, мужественности, особенности родительской семьи. Только в обстановке уважения и привязанности к его отцу со стороны его матери, мужчина может проявить себя как отец и воспитатель. Также немаловажным фактором является личностная зрелость мужчины; участие отца в общении с ребенком до рождения и в период младенчества. В значительной степени это означает ограничение желаний, перестройку планов, погруженность в многочисленные бытовые дела.11

В настоящее время функции отца в семье претерпевают сравнительно быстрые изменения, складывается новая модель отцовства, отцы все чаще привлекаются к уходу за детьми с самого рождения и участвуют в их воспитании наряду с матерями. Появление современной модели отцовства связывают с демократическими, гуманистическими тенденциями в обществе. С точки зрения психологов, успешное отцовство характеризуется активным участием в воспитании детей, интересом к успехам ребенка и частым общением с ним.15

В современном обществе от отцов все больше ожидают не только и не столько выполнения функций по материальному обеспечению членов семьи, сколько активного участия в воспитании детей на всех этапах их социализации (хотя выполняемая ими роль часто продолжает рассматриваться как вторичная). По данным опроса, проведенного в 2017 году Всероссийским центром изучения общественного мнения (ВЦИОМ), образ мужчины-добытчика, чья основная задача - материально обеспечивать семью, а не заниматься воспитанием детей - далеко не однозначен: если 48% россиян согласны с ним, то 46% - нет.16

Разумеется, индивидуальный стиль отцовства зависит от личных качеств конкретного мужчины и его взаимодействия с другими членами семьи. При всем разнообразии отцовских образов, в современном обществе социальные стереотипы отцовства являют собой достаточно разнообразную и противоречивую систему.

Таким образом, участие отца в воспитании ребенка необходимо для формирования полноценной всесторонне развитой гармоничной личности в семье, и, возможно, целый ряд социальных проблем современного общества связан именно со снижением роли отцов в воспитании молодого поколения.

 Список литературы:

1.       Дружинин В. Н. Психология семьи: 3-еизд. — СПб.: Питер, 2006. — 176 с: ил.
2.       Лоргус А. Книга об отцовстве. – М.: Никея, 2015.
3.       Мон. Нина (Крыгина). Снижение ценности материнства и отцовства как следствие разрушения традиционного уклада семьи. // [Электронный ресурс] http://www.portal-slovo.ru/
4.       Кон И.С. Материнство и отцовство в историко-этнографической перспективе // Советская этнография. – 1987. - № 6. – С. 26-33.
5.       Дружинин В.Н. Семья в советской и постсоветской России и ее соотношение с православной моделью семьи // Психология семьи: хрестоматия / под ред. Д.Я. Райгородского. – Самара: Бахрах, 2002.
6.       Токарева Ю.А. Эффективное отцовство: возможности и ресурсы формирования // Психологическая газета / 2015. [Электронный ресурс] http://psy.su
7.       Данные ресурса «РБК» («РосБизнесКонсалтинг»), 2017 г. // [Электронный ресурс]  http://www.rbc.ru/
8.       Целуйко В. М Неполная семья. – Волгоград: Изд-во Перемена, 2000. – 256 с.
9.       Виноградов Л. Алексей Шевцов о зависимостях, ответственности и отцовстве // Мужской журнал «Батя» / 2017. [Электронный ресурс] http://rusbatya.ru/
10.   Бютнер К. Жить с агрессивными детьми: Пер.с нем. М.: Педагогика. 1991. - 144 с.
11.   Попова П. Современный мужчина в зеркале семейной жизни. - М.: Мысль, 1989. – 188 с.
12.   Кэмпбелл Р. Как по-настоящему любить своего ребенка. – СПб.: Мирт, 2004.
13.   Ильин Е.П. Дифференциальная психофизиология мужчины и женщины. – Спб.: Питер, 2003. - 544 с.
14.   Портнова А., Борисенко Ю. Отцовство как фактор развития личности // Развитие личности №2 / 2006. - С. 70—81.
15.   Авдеева Н. Н. Роль отца в развитии ребенка в раннем возрасте. //  Дошкольное воспитание № 7 / 2005.
16.   Материалы сайта Всероссийского центра изучения общественного мнения (ВЦИОМ) // [Электронный ресурс] http://www.wciom.ru