,
Деятельность Ресурсный центр Нравственные основы семейной жизни: программа для педагога и учащихся

Нравственные основы семейной жизни: программа для педагога и учащихся

Телефон горячей линии: (4932) 33 42 77

Нравственные основы семейной жизни
Методическое пособие-хрестоматия
для 10-11 классов средней школы

 

Раздел I. Мужчина, женщина, брак

Тема 1. Природа пола: различие и сочетание

Тема 2. В единстве души и тела

Раздел II. Найти, создать, укрепить

Тема 3. По дороге к браку

Тема 4. На всю жизнь

Тема 5. Друг для друга

Раздел III. Родительский подвиг любви

Тема 6. Дар творения

Тема 7. Молодые родители

Тема 8. Связь поколений

Раздел IV. Семья, общество, нация

Тема 9. Бракосочетание:закон, вера, традиция

Тема 10. Семейный очаг

Тема 11. Семья и государство

 

Раздел I. Мужчина, женщина, брак

Тема 1. Природа пола: различие и сочетание

Пол в животном мире и в человеческом обществе. Мужчина и женщина в разных жизненных сферах. Равноправие полов перед Богом и перед законом. Различие между мужской и женской природой, между мужчиной и женщиной ─ физическое, душевное, социальное. Взаимодополнение мужской и женской природы.

Предметы для обсуждения: Исчезают ли мужчины? // Исчезают ли женщины? // «Мужские» виды спорта – для женщин? «За» и «против».

Задания по теме:

1. Прочитайте рассказ «Храбрость».

a)  К кому обращается автор: к мужскому полу или к женскому? К читателям какого возраста: детского, юношеского, взрослого?

b) В русском языке слова «храбрость» и «мужество» имеют близкий смысл: в чем причина? Однако значение этих слов может быть и различным. Из эпизодов, приведенных в рассказе, выберите те, где одно можно заменить другим, и где нельзя. Попытайтесь сформулировать различие между употреблением этих двух слов и их связь с особенностями мужской и женской природы.

c) В рассказе упомянуты всего два женских персонажа. Как зависят от них нравственные качества мужчин?

d) Обсудите предпоследнее предложение рассказа: какова его роль?

2.  Прочитайте «Притчу о женственности» и сравните с отрывком «Женщина – из ребра Адама?»

a)  Опишите отношение Творца к создаваемому Им человеку (мужчине и женщине) по каждому из этих двух текстов. В чем они согласуются, в чем противоречат друг другу?

b) Опишите нравственные свойства женщины, присущие ей по природе, согласно «Притче о женственности».

c)  Чем отличается последний абзац «Притчи о женственности» от всего предыдущего текста – по стилю, по содержанию, по настроению?

d)Составляет ли предмет религиозной веры хирургическая операция по извлечению ребра для изготовления женщины?

e) В чем ошибка тех, кто хочет видеть в Библии учебное пособие по естествознанию?

f)  В какой мере соответствует каждое из этих двух описаний нашему нравственному опыту взаимоотношений мужчины и женщины?

3. Рассмотрите картину «Боярыня Морозова». Феодосия Морозова – активная сторонница и участница церковного раскола XVII века. Была арестована властями и заключена в тюрьму.

a)  Опишите главную фигуру картины. Какие нравственные качества она олицетворяет? Много ли в ней женского?

b)  Опишите женщин и мужчин, изображенных на картине, их действия и чувства по отношению  к Морозовой. Чем отличаются они в этой связи?

c)  Хотели ли бы вы иметь такого друга, как Феодосия Морозова? – Обсудите.

4. Прочитайте отрывок «Женщина, где ты?»

a) Можно ли сказать, что эта заметка написана «с мужской» или «с женской» точки зрения? «В защиту мужчин» или «в защиту женщин»?

b) В нескольких местах автор «сгущает краски», полемически упрощает реальную картину. Найдите, как поправить его. Меняется ли в результате существо дела, понятие взаимоотношениях мужчин и женщин в обществе?

c)  В чем вы согласны с автором, в чем не согласны? – Приведите свои аргументы.

5.  Рассмотрите картину «Капитанская дочка».

a)  В какой мере эта картина подтверждает или опровергает взгляд на взаимоотношения мужчин и женщин, представленный в вышеприведенной заметке (см. задание 4)?

b) Картина написана в позапрошлом веке. Что устарело, а что современно, в изображении мужских и женских персонажей?

c)  Опишите ситуацию, изображенную на картине: что происходит? Обоснуйте ваши догадки особенностями персонажей и деталями картины.

6.  Рассмотрите «Автопортрет» художницы и  сравните с групповым портретом «На вершине холма».

a) Какие общие свойства женской природы проявлены в обоих портретах, и какие подчеркнуты в каждом из них в отдельности?

b) Определите роль обстановки в обоих портретах. Как связана она с привычными взглядами на окружение женщины?

c)  Уместно ли было бы присутствие мужских персонажей в каждом из этих портретов, и почему?

d)  Какой из портретов вам больше нравится? Объясните причину.

Тема 2. В единстве души и тела

Брак – добровольное и пожизненное соединение мужчины и женщины, новое живое существо, возникшее из двух, ранее независимых личностей. Свободный выбор между браком и безбрачием. Нравственные принципы брака: нерушимость, верность, ответственность, взаимное служение. Интимная близость – телесный, эмоциональный, психологический фундамент брачного единения.

Предметы для обсуждения: Человек или животное, семья или хлев? // Утрата человеческого достоинства во внебрачной половой связи // Если украсть из брака интимную близость…?

Задания по теме:

1.  Прочитайте отрывок «Брак и безбрачие».

a) Правильно ли уподоблять жизнь человека, и в браке, и в безбрачии, восхождению на высокую гору, как это показано в данном отрывке?  Не лучше ли сделать ее приятным скольжением вниз?... Обдумайте и обсудите.

b) Попытайтесь объяснить, по какой причине возникают лживые идеи о нравственной «нечистоте» супружеских отношений и унижении брака.

c)  Попытайтесь объяснить, почему во многих религиозных традициях безбрачие имеет более высокое нравственное достоинство, нежели брак.

d)  Как губят жизнь и мешают свободному выбору жизненного пути предрассудки и ложные понятия о судьбе? (астрология, гадания, предсказания и т.п.)

2.  Прочитайте отрывок «Амнон и Фамарь».  Они были единокровными братом и сестрой, детьми царя Давида от разных матерей.

a) Как названа та сила, которая привела Амнона к преступлению против сестры?  Какими словами вы бы могли точнее охарактеризовать мотивы его поведения?

b)  Опишите возможное будущее Амнона и Фамари в случае, если бы они вступили в брак. В то далекое время, около трех тысяч лет тому назад, брак между ними в принципе не был исключен.

c)  Найдите в Библии продолжение истории Амнона: закономерен ли ее итог? (О дальнейшей судьбе Фамари сведений нет).

3.  Рассмотрите картину «Пробуждение совести».

a) Объясните сцену и название картины.

b) Дайте характеристику нравственного строя мужчины, изображенного на картине, и его переживаний в данный момент.

c) Случайно ли присутствие фортепиано? Что, по-вашему, услышала девушка, и как это связано с пробуждением её совести?

d) Куда направлен напряженный взгляд девушки? (Обратите внимание на задний план картины). Каким образом повлияло увиденное ею на её отказ от внебрачной связи?

4. Прочитайте рассказ «Сураз». Этим словом в Сибири называют ребенка, рожденного вне брака.

a) Каково отношение автора к своему главному герою? Докажите по тексту. Видите ли вы в этом нравственное противоречие?

b) Какие силы мешали счастливой жизни Спиридона? Рассмотрите прошлое и настоящее.

c)  Какая сторона человеческих отношений привела Спиридона к трагедии, и почему? Мог ли он сам быть счастливым мужем? Докажите по тексту.

d)  Как надо рассматривать избиение Спиридона Сергеем? Мог ли Спиридон допустить мысль, что он получил по заслугам? Если нет, то почему?

e)  Сергей сумел защитить жену. Каким был бы ход дальнейших событий – включая судьбу Спиридона, – если бы он оказался сильнее Сергея?

5. Прочитайте отрывок «Липа на островах Самоа».

a)  Каковы нравственные последствия теории «культурного детерминизма», которой следовала Маргарет Мид?

b) По каким причинам Маргарет Мид совершила фальсификацию научных данных?

c)  Изменилось ли что-нибудь в нравственных установках людей после того, как Дерек Фримэн обнаружил обман и описал истинное положение дел? Рассмотрите социальные группы с различными нравственными установками.

6.  Прочитайте текст «Дорожной песни» .

a)  Какие переживания (радость, печаль, спокойствие, тревога, уверенность, безысходность…) главенствуют в первых трех строфах песни?

b) Как и почему меняется настроение песни в четвертой строфе?

c) Обдумайте две последние строчки песни: открывают ли они какой-то конкретный план действий, или задают общее нравственное направление жизни?

Раздел II. Найти, создать, укрепить

Тема 3. По дороге к браку

Нравственная чистота как образ мысли и образ жизни.  Этикет социальных и личных отношений: дать ход эмоциям, или взять над ними власть? Влюбленность – чувственный порыв, путеводная нить к браку. Необходимо ли чувство? Достаточно ли чувства? Мотивы вступления в брак. Соображения «за» и «против», внутренние и внешние.

Предметы для обсуждения: Что значит «мой парень» («моя девушка»)? // Есть ли разница между выбором мужа (жены) и выбором профессии, квартиры, пары обуви? // Можно ли стать для кого-то «второй половинкой», или это определено заранее?

Задания по теме:

1.  Рассмотрите картину «Тристан и Изольда» (средневековая легенда повествует, что они по ошибке выпили волшебный «любовный напиток», что стало причиной их неудержимого влечения друг ко другу и в итоге к смерти) и сравните ее с картиной «Начало любви».

a) Какими средствами передают авторы обеих картин момент возникновения чувства между мужчиной и женщиной?

b) Сопоставьте окружающую обстановку на обеих картинах; что она сообщает зрителю – нашему современнику?

c) Глядя на картины, что можно предположить о будущей судьбе героев? – Обдумайте и обсудите.

2. Прочитайте отрывок «В поисках второй половины».

a)  В чем нравственный дефект мифического изображения любви в диалоге Платона «Пир»?

b)  Каково главное отличие образа «второй половины» в диалоге Платона от того, который предложен в данном отрывке?

c)  Как зависят нравственные принципы от нашего понимания судьбы и свободы?

d) Что, по-вашему, главное для успешного «поиска второй половины»?

3.  Прочитайте отрывки из повести «Митина любовь».

a)  Какие признаки с самого начала указывают на призрачность, нереальность «вихря непрерывного счастья» Мити и Кати?

b)  Почему разрушился «сказочный мир любви»? – Обдумайте и обсудите.

c)  Какое будущее ждет героев повести? Найдите и прочитайте повесть целиком. Закономерен ли итог?

d)  Как надо было бы измениться Мите и(или) Кате, чтобы сохранить свое счастье?

4. Прочитайте повесть «Метель».

a)  Какую особенность имеет композиция повести, порядок рассказа о событиях?

b)  В каких словах и образах описывает автор чувство между Марией и Владимиром? Чем  подчеркивается его искусственность, нереальность?

c) Как можно охарактеризовать поступок Бурмина? Как и почему он изменился и изменил нравственную оценку своего давнего приключения?

d) Какое отношение к браку создает у читателя эта повесть?

5.  Рассмотрите картину «Неравный брак» и сравните ее с картиной «Брауншвейгский гусар» (доброволец из Германии в составе британских войск отправляется на войну против Наполеона).

a)  Сопоставьте эмоциональное состояние персонажей обеих картин (свадебное торжество на одной, разлука и возможная потеря на другой).

b)  Сопоставьте лица девушек на обеих картинах: чем вызвано сходство и различие между ними?

c)  Какая нравственная оценка происходящего отражена на лицах гостей на картине «Неравный брак», и чем она вызвана?

Тема 4. На всю жизнь

Вступление в брак напоминает уход добровольцев на фронт: чувства и рассудок уступают место подвигу самоотдачи.  Влюбленность ведет к браку; любовь – это само существо брака. Христиане называют семью «малой Церковью», потому что Священное Писание ставит знак равенства между Богом и любовью. Когда жених и невеста становятся мужем и женою, они получают возможность превратить свою влюбленность в любовь.

Предметы для обсуждения: Любить – значит ломать себя? // Любить – значить потерять себя?  // Любить – значит найти себя? // «Полюбил, женился, разлюбил, развелся» – норма, неудача, уродство, преступление?...

Задания по теме:

1. Прочитайте отрывок «Что называют любовью?»

a)  Поясните признание Мити Карамазова: «Влюбиться не значит любить. Влюбиться можно и ненавидя».

b) Если видеть главную нравственную ценность в любви, тогда что  хорошего во влюбленности? Или от нее одни расстройства и неприятности? – Обсудите.

c)  Когда двое влюбленных становятся мужем и женою, могут ли они сохранить в браке свою влюбленность? Есть ли необходимость в её сохранении?

d)  В каких случаях человек с большими недостатками, который «никак не может исправиться», тем не менее будет способен любить и стать супругом?

e)  Как разрушается семья, когда её фундамент подорван внебрачными половыми связями?

2.  Прочтите отрывок из повести «Гранатовый браслет».

a) Что возразить генералу Аносову на его описание причин для вступление в брак?

b) В чем прав, и в чем неправ генерал Аносов, говоря: «Любовь должна быть трагедией. Величайшей тайной в мире…» (и далее)? Обдумайте, как связаны его слова со смыслом любви, раскрытом в предыдущем отрывке «Что называют любовью».

c) В двух случаях, рассказанных Вере генералом Аносовым, укажите, где идет речь о влюбленности, а где скорее о любви. Закономерны ли итоги этих историй?

d) Найдите и прочитайте повесть целиком. Обдумайте, передал ли автор читателю реальность любви, и если нет, то почему.

3.  Рассмотрите картину «Какой простор!»

a)  Насколько реалистична изображенная сцена? Следует ли отнести картину к жанру сказки? – Обсудите.

b) Какое отношение имеет картина к данной теме – любви и влюбленности – помимо фигур влюбленных юноши и девушки?

c)     Попробуйте объяснить связь названия и композиции картины с её персонажами.

4.  Прочитайте стихотворения «Бьется в тесной печурке огонь» и «Жди меня».

a)  В обоих стихотворениях проследите параллель «любовь – подвиг».

b)  Случайно ли, что эти лучшие русские стихи о любви написаны во время войны и о войне? – Обсудите.

c) Как связаны эти стихи со словами генерала Аносова из повести «Гранатовый браслет», что любовь должна быть трагедией и величайшей тайной? В каком из двух стихотворений эта связь более отчетлива, и почему?

d) Выучите оба стихотворения наизусть. Они вам пригодятся в жизни.

5.  Прочитайте рассказ «Дары волхвов».

a)  По какой причине этот рассказ, гораздо более многих «любовных историй», доносит до читателя реальность любви? – Обдумайте и обсудите.

b)  Почему легкий, шутливый тон рассказа не мешает, а содействует восприятию данной очень серьезной темы?

c) Каким образом речь о маловажных предметах повседневного быта – цепочке для часов и гребнях для волос – способна вести читателя к подвигу любви?

6. Прочитайте «Песню про купца Калашникова».

a)  Почему погиб купец Калашников? Опричники при Иване IV были выше закона, и купец не имел возможности искать законной защиты.

b) Почему погиб опричник Кирибеевич? Какие внешние силы или личные качества привели его к гибели?

c)  Почему Калашников не сказал царю правду?

d) Попробуйте перенести эту историю в наши дни. Сопоставьте ее с персонажами и событиями рассказа «Сураз» (тема 2, задание 4).

Тема 5. Друг для друга

Залог успеха семейной жизни, ключ к супружескому счастью – верность. Верность не только друг другу, но и взятому курсу на новую жизнь, верность своей любви. А любовь – это подвиг свободной воли. Значит, себя надо не «терять», а находить, не «ломать», а чинить в согласии с нравственными принципами. Пугало «несовместимости».

Предметы для обсуждения: Кто и что мешает счастью молодоженов? // Чем бывает недоволен муж? Чем бывает недовольна жена? // Что хорошего всегда можно сделать друг для друга? // «Ревнует – значит, любит»: верная ли это мысль?

Задания по теме:

1. Рассмотрите портрет ученого Лавуазье с женой. Антуан-Лоран Лавуазье был гениальным мыслителем и экспериментатором; он заложил основы химии как науки. Его жена, Мари-Анна, вела лабораторные журналы, переводила научные статьи, чертила и гравировала иллюстрации. – 8 мая 1794 года Лавуазье  был гильотинирован. Как заявил председатель революционного трибунала, «Республика не нуждается в ученых».

a) Счастливы ли эти супруги? На каком основании можно судить об их счастье?

b) Какую роль играют химические приборы и бумаги, изображенные на портрете, для знакомства с внутренней жизнью этой семьи?

c) Какие элементы портрета передают нравственные принципы брака? Обратите внимание на позы мужа и жены, на цветовое решение их костюмов. – Обсудите.

2.  Прочитайте рассказ «О любви».

a)  Сравните высказывание Алехина о любви в первом абзаце с суждениями о ней генерала Аносова в повести «Гранатовый браслет» (тема 4, задание 2).

b)  «В любви важны вопросы личного счастья», – заявляет Алехин в самом начале; укажите, где реализуется личное счастье по ходу рассказа, и как участвует в нем Алехин.

c)  В предпоследнем абзаце Алехин пытается подвести итог всей истории. Дайте нравственную оценку тем «выводам», которые он предлагает.

d) Попробуйте представить себе ход событий в том случае, если бы Алехин реализовал свои «выводы» в отношении Анны Алексеевны.

e) Чем доказано заблуждение Алехина? Соответствует ли заглавие рассказа его содержанию?

3. Прочитайте отрывок «Великая тайна».

a)  Почему «знамя феминизма» несет на себе лживый, карикатурный образ брачного союза, как об этом здесь сказано?

b)  Как раскрывается в данном отрывке тайна любви, о которой говорили Алехин и генерал Аносов?

c)  Как дополняют друг друга в браке особенности мужской и женской природы?

d) Объясните смысл слов «аскетическая цель», «аскетический путь брака». Понятие «аскетика» нередко по ошибке связывается с безбрачием, самоистязанием, отшельничеством и т.п.

4.  Рассмотрите картину «В шалаше. Сенокос» и картину «Спор».

a) Чем можно подтвердить (или опровергнуть), что на обеих картинах изображены супруги, а не случайные люди?

b) Опишите состояние супругов и их брачного союза в момент, изображенный на каждой из картин.

c) Одна из картин представляет деревенскую сцену, другая – городскую. Как связана окружающая обстановка с эмоциональным состоянием супругов? В чем причина такой связи?

d) Можно ли допустить, что обе картины изображают одну и ту же супружескую пару в разные моменты жизни? – Обсудите.

5.  Просмотрите видео-отрывок «Ссора».

a)  Была ли причиною ссоры «несовместимость взглядов», как сказано в начале отрывка, или же у нее были иные причины?

b) Объясните, как показанные на экране слова Альберта Эйнштейна применяются к устранению ссоры между мужем и женой.

c)  В конце отрывка на экране появляются еще три высказывания. В какой мере каждое из них было бы способно предотвратить эту ссору? – Обсудите.  

6.  Прочитайте отрывки из повести «Фро».

a)  Найдите в тексте свидетельство тому, что любовь – это акт свободной воли.

b)  Как надо понимать слова старого машиниста при воспоминании о своей жене, что «мещанки хорошие женщины были»?

c) Каким образом в учебе Фроси на курсах связи и сигнализации раскрывается ее любовь к мужу?

d)  Продиктован ли поступок Фроси её эгоизмом, или же перед нами совсем иное явление?

e)  Оцените ответ Фросиного мужа на её мистификацию. Какую роль в нем играет любовь к жене?

f)   Найдите и прочтите повесть целиком. Сопоставьте ее с повестью «Митина любовь» (тема 3, задание 3) в полном варианте.

Раздел III. Родительский подвиг любви

Тема 6. Дар творения

«Дети родятся от любви»: помимо физического, у этой фразы есть глубокий нравственный смысл. Любовь несет в себе силу и способность к творению, и в семье происходит величайшее из всех возможных дел творения – творение новой личности. Говорит наука: зачатие – начало нового человека. Дар деторождения дан супругам как залог родительского счастья.

Предметы для обсуждения: «Нам лучше без детей…» // Высшая ценность человеческой жизни // Для кого рождаются дети: для Бога? Для страны? Для нас? //  Усыновление: не та мать, что родила, а та, что вскормила.

Задания по теме:

1.  Прочитайте отрывок «Зачатие».

a)  Как убедиться в том, что жизнь человека начинается за девять месяцев до появления на свет?  Чем расплачиваются люди за незнание этого факта или пренебрежение им?

b)  Какие последствия для родителей и детей имеет предрассудок, что зачатие само по себе связано с чем-то безнравственным или порочным?

c)  В каких случаях зачатие новой жизни действительно несет в себе глубокий нравственный порок?

d)  Найдите молитву перед зачатием, о которой говорится в данном отрывке, и обдумайте ее нравственное содержание.

2.  Посмотрите видео-отрывок «Мама, я хочу жить».

a)  По какой причине понадобилось создавать этот видео-сюжет, и насколько он актуален?

b) В какой мере и по какой причине он способен оказать нравственное воздействие на тех, для кого он предназначен?

c) Представим себе, что предсказания ребенка о своем будущем не сбудутся. Что изменится при этом в нравственном содержании видео-отрвыка?

3.  Рассмотрите картину «Ангелы-хранители». Слово «ангел» по-гречески означает «вестник». Ангел-хранитель – это существо нематериальной природы, посылаемое человеку Богом для защиты и помощи. Изображение ангела в человеческом облике имеет условный или символический смысл.

a)  Чем объяснить сходство между ангелами и детьми в колыбели?

b) Почему ангелы, будучи существами без пола, на этой картине выглядят как молодые девушки?

c)  С чем связана печаль на лицах ангелов? – Обдумайте.

4.  Рассмотрите картину «Подкидыши».

a) Опишите ситуацию, изображенную на картине.

b) Сравните данную сцену с аналогичной сценой в обычном современном детском саду. В чем вы видите наиболее существенную разницу? Какова её причина?

c)  Какой нравственный смысл заключен в женской фигуре на картине?

5.  Просмотрите видео-отрывок «Один ребенок».

a)  О каком нравственном пороке свидетельствуют голоса родителей за кадром?

b) Проследите, как ребенок стирает нарисованные фигурки. Каков глубокий смысл в его последнем движении, перед тем, как повесить готовую картину на место?

c) На экране приводятся данные 2009 года. С тех пор положение несколько улучшилось. Что стало причиной (причинами) улучшения? Справедлив ли вывод в конце отрывка?

Тема 7. Молодые родители

Беременность: девять месяцев испытания для обоих родителей и для ребенка. Новые нравственные задачи, новая мера ответственности, новый источник любви. «Реализовать себя в детях» – значит передать им всё доброе, что имеешь, и оградить их (и освободиться самому) от всего злого. Принцип воспитания: учиться вместе с детьми. Метод воспитания: личный пример.

Предметы для обсуждения: «Мы еще слишком молоды …» // Возможно ли воспитание до появления на свет? // Доброта или злоба? Строгость или равнодушие? // Если ребенку во всём потакают… // Наказание: возмездие или обучение?

Задания по теме:

1.  Рассмотрите семейный портрет начала XIX века.

a) Как передает художник неразрывную духовную связь детей со своими родителями?

b) Найдите самого младшего члена семьи (девочку). Чем отличается ее облик от всех остальных? Чем можно объяснить это отличие?

c) Счастлива ли эта семья? – Обсудите.

2.  Рассмотрите картину «Семья».

a)  Сравните душевное состояние женщины и девушки, изображенных на картине. Что у них общего, в чем разница?

b) Каково значение цветка в руке у девушки?

c)  Картине можно дать другое название: «Открытие».  Объясните почему. Какие еще варианты названия вы могли бы предложить?

d) Кого не хватает на картине? Учтите ее фактическое название.

3.  Рассмотрите картину «Маленькая мама».

a)  Каково общее настроение картины? Чем оно поддерживается?

b)  Чем вызвана грусть девочки? Сравните с картиной «Семья» (задание 2).

c)  Каково значение дорожки на этой картине и на заднем плане картины «Семья» (задание 2)?

d) Как надо воспринимать названии картины: как детскую игру, шутку, иронию, или же в нем содержится какой-то глубокий смысл? – Обдумайте.

4. Прочитайте рассказ «Как я ловил человечков».

a)  Какой дефект воспитания Бори обнаруживается в самом начале рассказа?

b)  Подумайте, как бы развивались события, если бы на месте Бори оказался кто-нибудь из юных персонажей предыдущего семейного портрета (задание 1)?

c)  Проследите, как невинная фантазия материализуется и превращается в манию разрушения. – Подумайте о подобных событиях в жизни человека и целых народов.

d)  На ком лежит ответственность за гибель пароходика: на Боре или на бабушке? Как могла бы она предотвратить трагедию?

e) Какой смысл несет этот рассказ а) для детей; б) для подростков; в) для взрослых? Кому он адресован в первую очередь? – Обдумайте и обсудите.

5.  Рассмотрите картину «Мать приемная и родная».

a)  Опишите ситуацию, изображенную на картине; обратите особое внимание на разницу социального статуса персонажей.

b)  Опишите состояние ребенка. Что говорит оно о нравственных качествах приемной и родной матери?

c)  На чьей стороне симпатия художника? – Попытайтесь обосновать ваше суждение фактическими деталями картины.

6.  Прочитайте отрывок «Дети на ёлке» и рассмотрите Петровскую икону Пресвятой Богородицы, о которой там идет речь.

a)  Как меняется отношение автора к детям на протяжение отрывка?

b)  Почему автор сначала не заметил больную девочку? Чем грозит человеку такая «обычная иллюзия зрения»?

c)  Как связаны исторические события семивековой давности с судьбой больной девочки на ёлке?

d)  Похожа ли Петровская икона на знакомые всем образы? В чем ее отличие?

e)  Какую нравственную задачу по отношении к больной девочке помогает решить Петровская икона?

Тема 8. Связь поколений

В материнской утробе ребенка связывает с матерью пуповина: в момент рождения пуповину перерезают. Затем его соединяет с родителями «пуповина» подчинения; в день совершеннолетия она исчезает. Чтобы не исчезла связь поколений, ее надо заранее перестроить на новых, нравственных основаниях взаимного уважения, доверия, ответственности, заботы, сострадания, любви… Забота об этом лежит на старших и на младших.

Предметы для обсуждения: Путь за порогом детства: кто принимает решения? // Что такое инфантилизм // Под одной крышей с родителями: «за» и «против» // Воспитание детей: в единодушии или в конкурентной борьбе?

Задания по теме:

1. Прочитайте рассказ «Микроскоп».

a)  Счастливо ли живут Андрей с женой? На кого склонен автор возлагать вину за нелады в семье? Справедливо ли?

b) Чем продиктован необычный поступок Андрея, на который «надо было решиться»?

c)  Проследите, как меняется климат в семье Андрея по мере его «научных изысканий». В чем причина? Как могли произойти эти перемены без помощи микроскопа?

d)  Много ли толку в «научных изысканиях» Андрея? Ради кого фактически появляется у Андрея микроскоп? Постарайтесь разглядеть за авторской иронией существо дела.

e)  Проследите, какое место занимает в сюжете рассказа а) образование и научное знание; б) алкоголь и пьянство; в) гармония супружеских отношений.

2. Рассмотрите семейный портрет начала ХХ века.

a)  Какое состояние и качества души матери и дочери сообщает этот портрет?

b)  Какими средствами передается художником связь поколений? Прочна ли эта связь? Сохранится ли она в будущем?

c)  Угрожает ли девушке на портрете инфантилизм, злокачественная зависимость от матери? Почему? – Обсудите.

3.  Рассмотрите картину «Житейская проза» и сравните ее с современной картиной «Семья».

a)  Обе картины изображают семью за обеденным столом в покое и молчании, однако нравственное состояние этих семей в корне различно. Почему? – Обсудите.

b)  Попытайтесь понять, что могло произойти в семье, изображенной на первой картине. Чем вызвано её название?

c) Тот же вопрос по второй картине. Какая из двух картин яснее свидетельствует о происходящих событиях, и почему?

d)  Чем подчеркивается наличие или отсутствие контакта между родителями и дочерью на первой картине?

e)  На второй картине за столом пятеро детей. В случайном ли порядке они сидят? Каково значение правила, по которому дети занимают свои места?

f)  Какой предмет частично виден справа над столом на второй картине (обрезан рамкой)? Как связан он с нравственным строем семьи?

4.  Посмотрите видео-отрывок «Воробей».

a)  На каком простейшем нравственном принципе построен сюжет отрывка?

b)  Подумайте, по какой причине старик-отец разыграл со своим взрослым сыном эту сценку?

c)     Какого рода изменение в душе (покаяние) сына вызвала запись в старинном дневнике отца?

5.  Прочитайте рассказ «Возвращение».

a) Когда происходит действие рассказа? Дайте характеристику этой эпохи.

b) Фамилия главного героя рассказа – Иванов; его жена – Любовь. Какой смысл несут эти имена?

c)  Какой поступок Иванова вводит читателя в рассказ? Дает ли ему автор нравственную оценку, и почему?

d) Какие нравственные качества воспитала война в сыне Иванова? «Отец и мать поглядели друг на друга и содрогнулись от слов сына» – почему?

e)  «Что-то мешало Иванову чувствовать радость своего возвращения всем сердцем» – что именно? Обсудите.

f)      Кто, каким образом и за счет чего спасает от гибели семью Иванова? Благодаря какому качеству самого Иванова это стало возможным?

6. Рассмотрите картину «Не ждали».

a)  По каким признакам можно судить, что перед нами человек, возвратившийся из мест заключения или ссылки?

b) Опишите отношение к прибывшему всех остальных присутствующих – жены, матери, обоих детей, служанки.

c) Объясните название картины. Нужен ли в семье этот человек? В чем причина?

d) Опишите сходство и различие сюжетов этой картины и предыдущего рассказа (задание 5).

e) Будет ли счастлива эта семья? От чего это зависит?

Раздел IV. Семья, общество, нация

Тема 9. Бракосочетание: закон, вера, традиция

Нет двух разных браков – но есть две формы скрепления брака, гражданская и религиозная (церковная). Формы эти различаются между эпохами и народами, но принцип остается тем же: высочайшее значение – личное, общественное и религиозное – придается супружескому счастью, нерушимости брака и благополучию семьи.  Это отражено и закреплено в обрядах и традициях бракосочетания.

Предметы для обсуждения: Помолвка, обручение, свадьба // Гражданский брак и «гражданский брак» // Значение свадебной церемонии для становления семейных ценностей // Венчание в церкви: кому и зачем? // Если семья болеет – чем и как помочь?

Задания по теме:

1.  Прочитайте отрывок «Церковный, гражданский, «гражданский», никакой…».

a) В каких двух совершенно различных случаях употребляют выражение «гражданский брак»? Какое из этих употреблений надо закрепить, какое – устранить?

b)  Если, как утверждают, у первых людей не было никакого бракосочетания, то почему мы всё же нуждаемся в скреплении своего брака, гражданском и/или религиозном? Вспомните, по какой причине Адам и Ева оказались на земле, а не в раю.

c) Что означает «словесная подмена» в цитате из обращения Патриарха Алексия, и что произойдет, если эту подмену не исправить?

d) Что плохого, если брак назвать брак «оформлением отношений» между мужчиной и женщиной? Чем угрожает нам эта словесная подмена?

e)  Объясните, почему «пробный брак в принципе невозможен». Бывает ведь пробный пуск техники, пробный прокат кинофильмов и спектаклей, прием на работу с испытательным сроком. В чём состоит коренное отличие брака?

2. Рассмотрите картину «Брачная лицензия». В Соединенных Штатах Америки получение лицензии на брак аналогично нашей гражданской регистрации и требуется перед венчанием брака.

a) Опишите обстановку учреждения, где выдаются лицензии на брак. Как соответствует она своему предназначению?

b) Опишите фигуры и выражения лиц всех трех персонажей картины. Что говорят они зрителю, явно или неявно, в связи с предстоящим бракосочетанием?

c)  Какое будущее символически открывается перед молодой семьей на этой картине? Обратите внимание на контраст света и теней, на игру света в пространстве картины.

3.  Прочитайте отрывок «Святые Петр и Феврония Муромские» и рассмотрите икону, на которой они изображены.

a)  Что общего между испытаниями, постигшими свв. Петра и Февронию восемьсот лет тому назад, и реальностью нашей сегодняшней жизни?

b)  Какие нравственные принципы брака сообщает зрителю икона свв. Петра и Февронии?

c) Данная икона написана в нашем столетии. Укажите, чем отличается она по стилю и содержанию от знакомых вам православных икон.

4.  Рассмотрите картину «К венцу. Прощание».

a) Опишите эмоциональное состояние невесты. Сравните ее с невестами на картинах «Брачная лицензия» (задание 2) и «Неравный брак» (тема 3, задание 5). К кому она ближе? Какие могут быть тому причины?

b) Опишите физическое и эмоциональное состояние отца. Обратите внимание на лекарства слева от него. Обдумайте в этой связи смысл слова «прощание» в названии картины.

c) Любит ли отец свою дочь? Дочь – отца? Будет ли дочь счастлива в браке?

d)  Попытайтесь воспроизвести разговор между отцом и дочерью. Что за книга лежит на коленях у отца? Связана ли она как-то с предстоящим бракосочетанием дочери?

5.  Рассмотрите картину «Свадьба на завтрашней улице».

a)  Опишите обстановку, окружающую молодоженов, и объясните название картины.

b) Молодожены и другие персонажи сгруппированы лишь в самом центре; задний план (верхнюю часть картины) занимает небо и строящиеся здания; передний план (нижнюю часть) – дощатая дорожка. Объясните такую композицию картины.

c) Сравните картину с «Брачной лицензией» (задание 2). Отметьте важнейшее сходство и существенные отличия, как по форме, так и по содержанию передаваемой реальности.

d) Сюжет данной картины предполагает только гражданское бракосочетание (в тот период истории нашей страны открытое исповедание веры среди молодежи было редкостным явлением). – Лишенная Церкви, венчания своего брака и церковного благословения, чем заменяет их себе эта супружеская пара? Равноценна ли эта замена? Надежна ли? – Обдумайте и обсудите.

Тема 10. Семейный очаг

Каждая семья – это микрокосмос, живущий особой жизнью. Переступая порог своего дома, каждый член семьи, и взрослый, и ребенок, должен ясно осознавать: это иной мир. Иной прежде всего в том, что мир этот добрый, справедливый и разумный, что здесь правит любовь. И родители отвечают за целостность и исполнение семейного закона.

Предметы для обсуждения: «У всех так – а у нас не так!» // Как понимать права и обязанности в семье // Бытовая эстетика // Вместе трудимся, вместе отдыхаем // Как организовать общий досуг // Здоровый образ жизни // Деструктивные формы досуга // Зависимости – угроза семье // Семейные ресурсы и сбережения // Семейный бюджет – общая забота // Семья и профессия.

Задания по теме:

1. Рассмотрите картину «Семья».

a) К какой эпохе, по-вашему, относится эта сцена? Из кого состоит семья (сыновья, дочери, зятья, невестки, внуки…) и куда она идет?

b)  Персонажи картины очень различны (приведите примеры); однако, глядя на них, попытайтесь дать общую характеристику нравственного состояния данной семьи.

c) Порядок шествия строго определен (опишите его); почему девушка идет впереди главы отца и матери? Есть ли основания видеть в этом «рекламу товара»?

d) Сравните данную семью с изображенной на одноименной картине, тема 8, задание 3. В чем их сходство и различие?

e) Хотели ли бы вы породниться с этой семьей (выйти замуж за сына, жениться на дочери)? – Обсудите.

2.  Прочитайте трагедию «Скупой рыцарь».

a)  «О, бедность, бедность! Как унижает сердце нам она!» – найдите, как Альбер несколькими стихами ниже сам опровергает эти свои неразумные слова.

b) В третьей сцене барон обвиняет сына перед герцогом. Укажите в тексте первой сцены несколько доказательств чистой совести по отношению к отцу и высоких нравственных качеств Альбера.

c)  Вся вторая сцена (монолог барона) – обличение страсти к деньгам. Найдите в тексте, как противопоставлен этот порок нравственным принципам семейной жизни.

d)  Герцог приветливо принимает как Альбера, так и барона, и благодушно выслушивает его обвинения против сына. По какой причине он затем резко меняет свое отношение к обоим?

e)  В какой мере эта трагедия может быть перенесена в реальность сегодняшнего дня? Что сохранилось бы в ней? Насколько актуален ее сюжет?

3.  Рассмотрите картину «День выборов».

a)  Что происходит в этой семье?

b)  Сколько человек участвует в семейном конфликте? Чью сторону занимает художник?

c)  Кто сохраняет спокойствие? Будьте внимательны!...

d) Каким образом можно было бы избежать столкновения? – Обсудите.

4.  Прочитайте отрывок «Отчаяние».

a)  В какой мере возлагает автор нравственную ответственность на мальчика? Докажите по тексту, будьте внимательны.

b) В чем был неправ инженер?

c) Объясните заглавие отрывка. Сопоставьте с последним абзацем.

d)  В отрывке четыре персонажа (включая птицу): к кому из них более всего относится слово «отчаяние»?

e)  Как преодолеть отчаяние? – Обдумайте, обсудите.

5.  Рассмотрите картину «Снова дома».

a) Оцените эмоциональное состояние персонажей картины; сопоставьте их с героями рассказа «Возвращение» (тема 8, задание 5).

b) Какое настроение сообщает картина зрителю? Проследите не только сюжет, но и детали семейного быта, изображенные на картине.

c) Что делает старшая дочь? Какова реакция отца и матери? Видите ли вы в этом что-то унизительное или недостойное? – Обсудите.

6. Прочитайте рассказ «То была она!»

a)  «Все три барышни вскочили, точно ужаленные»: чем вызвана столь эмоциональная реакция на рассказанную историю?

b) Как  объясняют девушки свое отношение к словам полковника? Чем отвечают они на его недоуменный вопрос: «…Что же вы будете говорить, когда повыходите замуж?»

c)  Почему полковник решил объявить, что он «пошутил»? Найдите в тексте свидетельства того, что вначале он сказал правду.

d) Автор рассказа знаменит своей честностью и острой наблюдательностью.  Какой вывод о нравственном состоянии семьи и семейной жизни в предреволюционной России следует из этого рассказа? Как связана с этим гибель российской державы в начале ХХ века? – Обдумайте и обсудите.

Тема 11. Семья и государство

Семья связана множеством нитей с обществом и государством; самые главные из них определяются государственными законами. Законы предоставляют материальную помощь семьям, юридические гарантии на особые случаи. Требования закона ограничивают независимость семьи в интересах граждан, особенно детей. Семейный Кодекс РФ.

Предметы для обсуждения: Юридическая сторона прав и обязанностей в семье // Помощь семьям со стороны государства, в том числе молодым и многодетным // Общественные организации в помощь семье // Усыновление // Защита благополучия и интересов детей // Катастрофа развода и ее последствия.

Задания по теме:

1.  Прочитайте повесть «Станционный смотритель».

a)  Имела ли Дуня намерение уехать с гусарским офицером? – Найдите ответ в тексте. Сравните ситуацию с побегом, описанным в повести «Метель» (тема 3, задание 4).

b)  Как надлежит охарактеризовать поступок Минского вне зависимости от согласия Дуни? Учтите ее возраст.

c) «Приятель его советовал ему жаловаться; но смотритель подумал, махнул рукой и решился отступиться»: по какой причине? Заметьте прием, оказанный смотрителю в Петербурге.

d) Обычный ли это случай, и какая судьба ждала Дуню? – Найдите ответ в тексте. – Какой единственной фразой мальчика Ваньки смягчается трагедия обманутой девушки и ее погибшего от водки отца?

e)  Попробуйте перенести события повести в реальность сегодняшнего дня. Что изменилось бы в корне, что осталось бы неизменным? – Обсудите.

2. Рассмотрите картину «Беглец».

a)  Опишите сцену на картине. Какая деталь картины дает ключ к пониманию происходящего?

b)  Какие события в жизни ребенка могли быть причиной его бегства из семьи? Почему полицейский привел его в закусочную?

c)  Каков смысл во взаимном расположении, сходстве и контрасте фигур ребенка и полицейского? Чем обусловлена связь между ними в данной ситуации?

d)  Какое отношение к закону и правоохранительным органам сообщает зрителю эта картина?

3.  Рассмотрите картину «Иван Грозный и сын его Иван». Согласно историческим сведениям, царь в раздражении ударил свою беременную невестку; сын царя заступился за жену и получил удар посохом в висок, от которого и умер, а его жена не доносила младенца. Тем самым на Руси пресеклась древняя династия великих князей Рюриковичей.

a)  На переднем плане картины – царский посох. Насколько обоснован вывод, что именно посох виноват в убийстве царевича?

b) Что выражает лицо царя в отношении его поступка, его сына, всей Русской земли?

c) Насколько характерны в наше время насилие против членов семьи, особенно слабых и маленьких, и оправдание его своей властностью и раздражительностью?

d) Сопоставьте сцену этой картины с концовкой трагедии «Скупой рыцарь» (тема 10, задание 2). Найдите важнейшие общие черты и существенные отличия.

4.  Рассмотрите картину «По дороге в школу». В 60-х г.г. прошлого века в некоторых штатах Сев. Америки дети из негритянских семей подвергались издевательствам расистов, не желавших допускать их в «белые» школы.

a)  Опишите сцену на картине. Надпись на нарукавных повязках: «Судебный пристав».

b)  Как сложены пальцы правой руки у пристава позади девочки-негритянки? Почему?

c)  Какие принципы законности и порядка символизируют четверо в точности одинаковых приставов, чьи лица при этом скрыты от зрителя?

5. Прочитайте отрывок «Рождение трагедии».

a)  В какой мере справедливо суждение: «Эта семья погибла из-за денег»?

b)  В письме мы не видим никаких безнравственных поступков автора. Почему, тем не менее, делается вывод о том, что он виноват в трагедии семьи?

c)  Попробуйте изложить эту трагедию от имени бывшей жены предпринимателя.  Додумайте недостающие детали на основании его письма.

d)Предпоследний абзац («Если бы…» и т.д.) рисует возможность иного развития событий; можно ли было бы в таком случае утверждать, что трагедия потеряла остроту, или никакой трагедии вовсе не произошло? – Обсудите.

6. Просмотрите видео-отрывок «Память», прочитайте текст песни.

a)  Опишите, в каком состоянии находится семья рассказчика на данный момент.  Как связано это с появлением гостя?

b)  У рассказчика – веселая, свободная и обеспеченная жизнь («всё в деньгах похоронил»): чем вызвана его реакция на вопрос про «мучительный недуг»? обоснована ли она?

c)  Объясните возглас: «Нет Гитлера на вас!» – Разве может быть что-то хорошее или желательное во вражеском нашествии?

d)  Объясните нравственное содержание сцен расстрела. Кого или что символизируют вражеские солдаты? Кто или что может защитить от них?

e)  Сопоставьте этот видео-отрывок со стихотворениями задания 4 темы 4. Объясните их связь с выводом песни: «В любом из нас сидит война».