,
Деятельность Ресурсный центр Методические советы по курсу

Методические советы по курсу

Телефон горячей линии: (4932) 33 42 77

Нравственные основы семейной жизни

Методические советы

 

1. В условиях ограниченного объема отведенных часов, исходя из важности рассматриваемого материала по нравственным основам семейной жизни, педагогу следует максимально сосредоточиться на нравственной стороне вопросов, на аксиологическиой и деонтологической тематике, в отличие от психологической, социологической, педагогической, этнографической, обрядовой и т.п.

2. Попытки внести в курс элементы социальной или экспериментальной психологии (главным образом зарубежного происхождения) в форме тестов и опросов глубоко ошибочны, агрессивны и нравственно-деструктивны. В то время как психологические тесты требуют быстрых, интуитивных ответов, без раздумий и консультаций, акцентирующих «личную позицию» учащихся, задача курса прямо противоположная:  прояснение и исправление «личной позиции» за счет неспешного, глубокого размышления над каждым вопросом и каждым словом. В особенности это очевидно в связи с такими понятиями, как «партнер», «добрачная связь», «измена», «пробный брак», «гармония» и т.п., непосредственно относящиеся к половой активности: ими, однако же, далеко не исчерпываются разрушительные результаты подобной «психо-педагогики».

3. В противоположность вышесказанному, ролевые игры оказываются весьма действенным и удобным инструментом в данной связи: исполняя ту или иную роль, в том числе явно отрицательную, учащийся не отождествляет себя с нею, но, напротив, получает возможность посмотреть со стороны на свои заблуждения и ошибки.

4. Исходя из содержания материала и вышеназванных требований, для юношей и девушек в возрасте 15-17 лет было бы крайне неразумно снижать его редукцией к инфантильности за счет разного рода развлечений, пустяков и т.п; напротив, следует всячески акцентировать как взрослость учащихся, так и серьезность рассматриваемых вопросов и предмета в целом.

5. Попытки некоторых авторов отождествить счастье с семейной жизнью безусловно недопустимы. Ставить счастье в зависимость от наличия семьи ошибочно по существу и неприемлемо педагогически: далеко не каждый из сегодняшних старшеклассников сможет создать семью, сколь бы сильно они этого ни желали (в особенности девушки).  От педагога требуется противоположная трактовка: исходя из данности семьи, выяснить особенности и условия [семейного] счастья.

6. Педагогу следует быть готовым к неприятию учащимися преподаваемого материала, особенно в сфере сексуального поведения. Причины тому различны (от детского эпатажа до действительной развращенности молодых людей) – но доискиваться до них безусловно не следует. Более того, не следует в таких случаях сразу демонстрировать свое неодобрение: столкновение мнений, спор по «острому» вопросу стимулирует интерес учащихся к проблематике курса. Однако в процессе возникающей дискуссии педагог не может быть «нейтральным»: следует тактично, но уверенно отстаивать здоровую нравственную позицию.

7.  Может возникнуть ситуация, когда педагог окажется в затруднении ответить на вопрос или возражение со стороны учащихся: опасаться и избегать этого не нужно. В таком случае следует спокойно и вразумительно объяснить, почему обсуждение откладывается до следующего занятия. Возможна, например, подобная формулировка:

«Молодые люди, нравственность – это не алгебра и не химия, где однозначный ответ можно получить логическим рассуждением или убедительным экспериментом. Нравственность – это сама жизнь во всей ее полноте и сложности, и некоторые с виду простые вопросы требуют глубокого размышления и подробного разъяснения. Это как раз один из таких вопросов, и чтобы не комкать его, отложим разговор до следующего занятия. Я обещаю вам вернуться к нему».

Разумеется, обещание надо будет выполнить; полезно будет даже напоминать о нем учащимся. В период между занятиями вы всегда можете обратиться за консультацией к коллегам, к разработчикам данного курса, и в случае нужды,  особенно если интерес к той или иной острой теме достаточно высок, пригласить в аудиторию специалиста – врача, юриста, священнослужителя, журналиста, сотрудника правоохранительных органов и др. – для содержательной беседы с учащимися.